В течение последних лет мы все стали свидетелями небывалого роста популярности психолога и психотерапевта Андрея Курпатова. Тысячи людей садятся у телевизора в ожидании того, что скажет знаменитый доктор. Доктора Курпатова забрасывают письмами, к нему выстраиваются очереди страждущих получить рецепт психологического благополучия. Его многочисленные книги выходят огромными тиражами. На просьбу «назвать какого-нибудь психолога» 90 % людей нашей страны, по всей видимости, ответят «Доктор Курпатов».
Доктор Курпатов, став для большинства людей олицетворением российской психологии и психотерапии, продолжает триумфальное шествие по эфиру, перемежая помощь «простым» гражданам советами будущим молодежным кумирам из «Фабрики звезд».
В чем загадка небывалого успеха передач психолога и психотерапевта Андрея Курпатова? Благодаря чему психотерапевтическое шоу Курпатова оказалось таким популярным?
Телевизионные сеансы психотерапевта Курпатова – это психотерапия? Чем отличаются консультации Доктора Курпатова от реальных психотерапевтических консультаций?
Есть ли место психотерапии на экранах телевидения? Есть ли место шоу в психотерапии?
Долгополов Нифонт Борисович - директор Московского института гештальта и психодрамы, тренер международного класса (сертификат гештальт-терапевта GATLA). Вице-президент Российской ассоциации психодрамы. Ведущий долгосрочных программ подготовки гештальт-терапевтов и психодраматистов. Участник международных и российских конференций. Разрабатывает специализацию в психотерапии - футуропрактику (работу с будущим):
Развлечения и серьезная профессиональная деятельность, как правило, сильно отличаются по жанру. Возьмем для примера математику. «Занимательная математика» - для незамысловатых любителей математики, и предназначена для проведения досуга, а серьезные математические проблемы - для профессионалов, результаты их работы имеют « теоретическое и прикладное значение», и специально оплачиваются.
Или вот есть научно-популярный жанр – это изложение «серьезной» математики, но доступным для широких масс языком. «Научпоп» - нечто среднее между развлечениями и профессиональным знанием и деятельностью.
Ну а теперь про « масс медиа» и ТВ. Понятно, что любые средства массовой информации, в том числе и ТВ, предназначены, чтобы «выставлять» все, что только возможно, из любых сфер человеческой деятельности, на страницы печатных изданий или на экран, или в эфир с целью удовлетворения различного рода любопытства массового читателя, зрителя, слушателя. Главное, чтобы он (читатель, зритель, слушатель) был в этом заинтересован. Другим критерием является польза или вред той или иной информации и воздействия. В авторитарном обществе принято этот второй критерий делать главным, и государственные или другие « компетентные» органы определяют, что полезно или вредно для масс.
В «свободном» обществе предполагается, что определением того, «что такое хорошо, и что такое плохо» занимается сам потребитель информации. Наше государство, на мой взгляд, относится к маргинальному, среднему типу – поэтому-то выпускает на ТВ « Кашпировских» и других целителей, «заряжателей воды» в массовых масштабах, то вдруг под воздействием неизвестных сил власти и общественного мнения, сметает их с полей масс медиа.
«Феномен Кашпировского» относительно прост: есть харизматический ( то есть обладающий некоей почти сверхестественной необычной силой) целитель, который может прямо с голубого экрана излечить « от всех недугов», и есть зрители-потребители, которые желают страстно ( особенно на халяву, то есть почти бесплатно) от своих болячек излечиться… Понятно, что далеко не всем удается поиметь с экрана «божественное исцеление» ( тем более, что по-любому «по вере и воздастся», а вера у всех разная)- а Кашпировским или другими целителями той телевизионной эпохи оно почти что обещалось, и количество неудовлетворенных все росло и росло, пока не превратилось в критическую массу, вытеснившую такого рода целителей с широкого экрана. Плюс от этой эпохи для психотерапии, по-моему, очевиден. Невиданное ранее количество людей начало интересоваться и обсуждать, что же такое психотерапия, пусть пока в очень ограниченном, или часто вульгарном ее истолковании.
«Феномен Курпатова» относится к следующей эпохе телевизионной психотерапии и более сложен. Роли доктора Курпатова достаточно разнообразны. Иногда он советует («Советы доктора Курпатова»), убеждает, подталкивает «сократическими» наводящими вопросами, но при этом интонация его голоса редко бывает монотонно и настырно гипнотизирующей… Часто обращается к самому клиенту: « А вы как думаете? Что чувствуете?». Иногда изящно вскрывает психические механизмы, которые мешают собеседнику производить изменения в своей жизни.
В значительной степени то, что Курпатов делает на сцене, перекликается с так называемыми «мастерскими» или «воркшопами», которые « исполняются» мастерами - профессиональными психотерапевтами на практических профессиональных конференциях. Конечно, многие авторы «воркшопов» при показе практической работы более дословно цитируют свою реальную профессиональную деятельность, но все равно любой публичный показ неизбежно несет в себе элементы шоу, и, кстати, именно в этом случае бывает максимально успешен для клиентов, вызывающихся на площадку. Главное, на мой взгляд (я стараюсь придерживаться этого правила и в своих выступлениях на конференциях), чтобы «публичный» психотерапевт честно предупреждал зрителей, что «публичка» всегда будет отличаться от кабинетной психотерапии и будет расцвечена элементами шоу, игры, специальных групповых или индивидуальных экспериментов. И еще, чтобы очень аккуратно следил за безопасностью клиента – чтобы тот не был поранен ни собственным чрезмерным самораскрытием на публике, ни задет оценивающими, критикующими вопросами или советами присутствующих.
Что касается безопасности, то доктор Курпатов достаточно виртуозно градуирует степень переживаний своих клиентов и защищает их от зрителей ( по крайней мере в тех передачах, которые я видел). В чем его можно упрекнуть, так это в том, что может иногда он слишком серьезно играет роль « лечащего доктора», забывая предупредить зрителя, что эти передачи могут быть всего лишь иллюстрациями к миру психотерапии, а не полноценными многоразовыми реальными сессиями с клиентами, встречающимися в профессиональной практике психотерапевта.
Вспоминая наши размышления в начале текста о занимательной, серьезной и научно популярной математике, конечно, хорошо бы самому Доктору или дополнительному ведущему более корректно обозначать жанр этих передач – например, как « поп- шоу о реальной психотерапевтической практике» ( причем действительно не принижая эти передачи до простой «досуговой занимательности», но и не обозначая показанные работы как дословную «серьезно-профессиональную» психотерапевтическую практику). Но с другой стороны, такое дезавуирование, демистификация психологических шоу снизило бы интерес зрителей, ведь законы жанра зрелища требуют наоборот, чтобы зритель максимально поверил в полную правдивость происходящего. Да и эффективность происходящего для клиентов могла бы тоже снизиться при таком раскрывании секретов жанра.
В каком-то смысле телепередачи Лолиты значительно более красивы и чисты по жанру. Она ведь не психотерапевт, и не объявляет себя таковой, и ей не надо моделировать психотерапию, но блестяще контактируя со своими подопечными, Лолита экспериментами и высказываниями во многих случаях действительно подталкивает клиентов к решению их психологических проблем и производит впечатление «хорошего душеведа».
В конце хочется сказать, что такого рода передачи, с моей точки зрения, не превращают психотерапию в шоу, и уж тем более не являются тормозом развития профессиональной психотерапии, но скорее наоборот, будоражат внимание широкой публики к психотерапии. (Что собственно и меня побуждало не так давно участвовать в подготовке серии телепередач на канале «Культура» - «Белые пятна- черные дыры», в которых показывались фрагменты реальных психотерапевтических сессий, правда ,также в публичном формате в жанре воркшопов на Крымском ежегодном интенсиве МИГИПа (нашего института). При этом мы предупреждали участников воркшопа, что они будут показаны в телепередачах, и что у них есть право уже после своих публичных работ отцензурировать или совсем убрать из передачи те фрагменты, которые они не хотели бы показывать широкому зрителю.).
И еще раз подчеркиваю, что важным является публичное определение жанра передачи, и тогда « телевизионная шоу-психотерапия» ни в коей мере не будет мешать восприятию « реальной профессиональной психотерапии», а будет интригующим « видеоклипом», приглашающим в мир индивидуальной психотерапии самых различных направлений и подходов.Кроль Леонид Маркович - кандидат медицинских наук, директор Института Групповой и Семейной Психотерапии, президент издательства "КЛАСС", директор и ведущий тренер Центра подготовки персонала "КЛАСС", автор и ведущий эксклюзивных корпоративных тренингов, личный коуч многих политиков и владельцев крупного российского бизнеса:
Я положительно отношусь к доктору Курпатову и к его феномену. Правда,
я не видел ни одной передачи с ним, а только его самого, когда
участвовал в качестве гостя в одной из них. Ее я по телевидению тоже не
видел, впрочем.
Сам он произвел на меня впечатление человека умного, очень много работающего, дипломатичного и последовательного в продвижении себя. На момент встречи очень усталого.
То, что демонстрируется -безусловно гибрид теле - и психотерапестической коммуникации. Мне кажется, что это в целом заставляет людей думать больше, чем обычные передачи.
Промоушен психотерапии осуществляется им несомненно через книги и
эфир. И это главное -люди узнают об этом, искать "чистый продукт" или
"разное для себя качество" -это следующий шаг.
Массовый продукт и не может быть бутиковым, но узнать о данной
номинации (психотерапии) можно и по обсуждаемым образцам.
У меня в настоящий момент нет повода общаться с Андреем, но если бы он
был, он кажется мне человеком достаточно надежным, умным и последовательным.
Отношение к нему многих професссионалов безусловно продиктованно
ревностью и завистью. Надеюсь, что появятся и другие гибриды, лучшие,
другие, авторские. И тогда тем более следует поблагодарить доктора
Курпатова за начало.Орлов Александр Борисович - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ. Преподаватель Академии практической психологии при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член редколлегии журнала "Вопросы психологии". Директор и ведущий психотерапевт Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ:
Думаю, что этот успех обусловлен целым рядом причин. Вот как в моем представлении выглядят некоторые из них:
• шоу Курпатова – первая передача на отечественном телевидении, где вполне полноценно представлен сам формат индивидуальной психотерапевтической сессии. Благодаря этому обстоятельству хотя бы в первом приближении удовлетворен отложенный спрос на психотерапевтическую помощь и участие, а также снята интригующая многих неопределенность, даже таинственность происходящего за дверью психотерапевтического кабинета;
• за чарующей своей легкостью работой доктора стоит хорошо продуманная, выверенная и выстроенная сценарная канва, в которой все рассчитано на впечатляющий, буквально зримый эффект. Конечно, данное обстоятельство не может не очаровывать и даже завораживать нашу еще во многом наивную телевизионную аудиторию;
• необходимо отметить целый ряд чисто индивидуальных достоинств, ставящих главного персонажа всего теледейства в ряд шоуменов современного отечественного TV: профессионализм, высокий уровень вербального интеллекта, динамичность, позитивный имидж, способность к импровизации и т.д.;
• продвижение бренда «Доктор Курпатов» на рынке познавательно-развлекательных услуг выстроено по всем правилам; так, например, наряду с телепередачами задействовано книгопроизводство, и книжный рынок буквально наводнили самые разнообразные тексты доктора;
• особого внимания заслуживает конструкция имиджа доктора, вобравшая в себя исключительно позитивные (в восприятии в основном женской аудитории) черты и свойства: молодой (а не пожилой, а тем более старый) мужчина (а не женщина); доктор (а не врач и уж тем более не психолог, психотерапевт, психиатр); простой и тем самым свой человек (а не обремененный степенями и званиями ученый); готовый отвечать на любые вопросы собеседник (а не замкнутый в узкие рамки специальных знаний эксперт) и т.д.;
• нельзя не отметить и главную особенность нашей телеаудитории, также способствовавшую раскрутке шоу: относительно низкий уровень психологической информированность и культуры; без этого обстоятельства такая передача просто не могла иметь хорошие рейтинги; к примеру, довольно трудно представить себе, чтобы такая передача стала популярной в странах Западной Европы, где психологическая и психотерапевтическая помощь существует десятки лет.
Именно совокупность такого рода причин и сделала из шоу Курпатова столь хорошо продающийся товар.Конечно, эти сеансы – не психотерапия, во всяком случае, - не та психотерапия, которая практикуется в реальном общении специалистов с пациентами или клиентами. Эти сеансы так же отличаются от реальной психотерапевтической работы, как аннотация книги отличается от ее полного содержания. Реальная психотерапия – это гораздо более длительный и сложный процесс, в котором проблемы человека не столько решаются и исчезают, сколько преобразуются и изменяются, делая его жизнь более позитивной и продуктивной. Реальная психотерапия – это процесс, в котором суггестия профессионала не играет определяющей роли, и где гораздо больший удельный вес имеет активность самого пациента (клиента). Реальная психотерапия – это, как правило, вовсе не однозначный процесс, подлинные результаты которого пациент (клиент) осознает вовсе не сразу, далеко не после первого сеанса. И, наконец, реальная психотерапия не может быть сведена к выдаче советов, подлинную цену которых так замечательно подметил Карл Юнг: «Хороший совет – это сомнительное лекарство, но не особенно опасное из-за малой эффективности».
Мне представляется, что телепредставленность психотерапии – это явно набирающий силы процесс. Всего за несколько лет отечественное телевидение (как впрочем, и СМИ в целом) стало гораздо более наполненным психотерапевтическим содержанием. Конечно, все мы еще очень далеки от той ситуации, которая на американском телевидении наблюдалась в 60-70-е годы прошлого века. Также как и во всех других сферах, нам пока не остается ничего другого как следовать курсом флагманов современной цивилизации (как бы при этом мы ни относились к этим флагманам, и этому курсу). Другими словами, я вижу большое телевизионное будущее психотерапии. Для меня данный процесс – частное следствие, производное возникающей в настоящее время психокультуры – мировосприятия и мировоззрения, в котором традиционно доминирующая роль внешнего мира в жизни человека дополнена и сбалансирована ролью мира внутреннего.
Есть ли место шоу в психотерапии? Я думаю, здесь следовало бы развести шоу как бессодержательную зрелищность и шоу как наблюдаемое действо. Первое и психотерапия – вещи несовместные. Второе и психотерапия образуют единство, совершенно необходимое для телевизионного существования психотерапии.
Вадим Петровский - трансактный аналитик, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией персонологии развития Института развития дошкольного образования РАО, профессор кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Московского психолого-педагогического университета, профессор ГУ Высшая школа экономики:
Я лично с доктором Курпатовым не встречался. Да и как психотерапевта я его совсем не знаю. То, что я вижу на экране - это монтаж из различных фрагментов его работы. То есть то, что мы все видим - это некий клип, по которому очень трудно составить целостный образ целого сеанса. Тем не менее, даже в рамках клипа я вижу некоторые стилистические особенности его работы, в которых есть, как всегда, свои плюсы и минусы.
Мне нравится технологичность и техничность работы доктора Курпатова. С другой стороны, немного смущает авторитарная манера ведения сеанса. Но для того, чтобы давать более развернутые оценки, моих знаний о работе явно Курпатова недостаточно. Интереснее другой поворот темы. Доктор Курпатов - совершенно замечательный автор популярных и научных работ. Компетентный ученый, владеющий информацией и квалифицированно ее анализирующий. Имеет свой собственный взгляд. Прекрасно пишет. Его книги способны оказать терапевтическое воздействие. И это очень даже немало.Константин Ягнюк - клинический психолог, психотерапевт, главный редактор Журнала практической психологии и психоанализа, руководитель программы профессиональной переподготовки по психологическому консультированию и психотерапии Института практической психологии и психоанализа, руководитель Группы изучения супружеских отношений и психоаналитической терапии пар при Обществе психоаналитической психотерапии:
Телевизионные передачи Доктора Курпатова – это очень интересное явление в социальной жизни нашей страны. Он очень сильно и выгодно отличается от первого телевизионного явления психотерапии стране - Кашпировского; «гипноз» Доктора Курпатова можно назвать недирективным, располагающим и обнадеживающим. Андрей Курпатов внес огромный вклад в уменьшение предубеждений против обращения за помощью к психологам, психотерапевтам и психиатрам, за что ему огромное спасибо. Доктор Курпатов – это, пожалуй, также первый публичный психолог и психотерапевт в нашей стране, что само по себе представляется чем-то новым и важным. Многие психологи и психотерапевты время от времени или регулярно участвовали в различных телевизионных передачах, однако на подобный успех похоже никто из них даже не рассчитывал. Загадка небывалого успеха Андрея Курпатова, на мой взгляд, в его смелости, готовности рискнуть, пойти на эксперимент. До его появления, похоже, никто не верил, что это возможно вписать психотерапевтическую консультацию в телевизионный формат. Ему это удалось сделать и очень удачно. Второй составляющей успеха я бы выделил его обаяние, его способность быстро устанавливать контакт с самыми разными людьми. Ну и, наконец, чтобы создавать еженедельные передачи и написать такое обилие книг нужно быть креативным и продуктивным человеком.
Телевизионные сеансы Доктора Курпатова – это, пожалуй, лучшее из того, что было возможно в очень непростых рамках телевизионного шоу. Шоу предполагает эффектное действо, поэтому такие средства непосредственного воздействия как конфронтация, убеждение и внушение стали весьма частыми в техническом арсенале Доктора Курпатова. Бывали и сеансы, в которых применялись специально созданные для конкретного случая домашние заготовки, представляющие собой оригинальные психотерапевтические ходы. К сожалению, их было не так много, что, впрочем, вполне объяснимо необходимостью выпускать еженедельные передачи. Кроме того, в своих консультациях он проявлял внимание и открытость, которыми очень располагал телевизионную аудиторию. Если сравнить его стиль с работой известных психотерапевтов, то, как мне кажется, это было некое соединение рациональной психотерапии Альберта Эллиса и человечной психотерапии Карла Роджерса. В своем стиле он соединил с трудом соединимое: обучение разумной жизни и душевную беседу. При проведении реальных психотерапевтических консультаций, к счастью, как правило, есть больше времени, и конечная эффективность гораздо важнее эффектного впечатления. Иначе говоря, в реальной психотерапевтической практике мы можем не быть волшебниками.
Передачи Андрея Курпатова, на мой взгляд, доказали, что о психологии и психотерапии можно и нужно рассказывать самой широкой аудитории. Благодаря его передачам обращение к психологу или психотерапевту становится в нашем обществе чем-то вполне реальным. Общение с психотерапевтом перестает быть в сознании людей завидным явлением западной жизни или постыдной тайной нашего соотечественника.
Не скажу про шоу, но представлению в хорошем смысле этого слова, всегда было место в психотерапии. Одна из первых метафор психотерапии родилась в кабинете Фрейда; одна из его пациенток назвала психотерапевтические сеансы «моим приватным театром». Несколько позже Морено создал психотерапевтическую сцену, на которой могли разыгрываться исцеляющие драмы человеческих судеб. Хороший психотерапевтический сеанс – это часто действие, потенциально сопоставимое по воздействию с хорошей театральной постановкой, но ее зрителем и участником можно стать только в качестве психотерапевта и пациента.
Взято с сайта wwwpsynavigator.ru